Адрес187555, Российская Федерация, Ленинградская область, Тихвин, Пролетарской диктатуры, 47

Контакты администрации +7(813)675-28-64 school9tihvin@mail.ru

Программа развития

  • Под Программой понимается основной стратегический управленческий документ, регламентирующий и направляющий ход развития образовательной организации.
  • Программа представляет собой комплекс мероприятий и Целевых подпрограмм для достижения стратегической цели, стоящей перед ОУза счет средств бюджета, внебюджетных средств, инвестиций, спонсорских средств.
  • Программа носит среднесрочный характер (продолжительность до 5 лет) и ее действие рассчитано на 5 лет; по функциональной направленности относится к экономической инновационной Программе.
  • Программа разрабатывается и утверждается в образовательной организации в соответствии с настоящим Положением и(или) рекомендациями Учредителя.
  • Программа является   направлением системного внутришкольного контроля в соответствии с планом работы образовательной организации.
  • Положение о Программе разрабатывается и утверждается на педагогическом совете в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 2-3 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", трудовым законодательством и др.

 

Программа развития воспитания в МОУ «СОШ № 9» до 2020 года

ebd968abe60d92ea27a335ad3ee84fda.jpg 

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель комитета по образованию администрации МО

Тихвинский муниципальный район Ленинградской области

В.А. Ефимов

СОГЛАСОВАНО

Педагогический совет МОУ «СОШ№ 9»

Протокол № 1от «28 »августа 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

совет обучающихся МОУ «СОШ№ 9»

Протокол №1от «3»сентября 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

совет   МОУ « СОШ№ 9»

Протокол № 1от «4»сентября 2014г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ по МОУ «СОШ№ 9»

№ 142 от « 05 » сентября 2014 г

Директор школы В.В.Шарикова

 

 

ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

«Развитие муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа№9»

на период 2014-2020 годов».

г.Тихвин

2014 г.

 

Содержание Программы:

  1. Паспорт Программы развития школы
  2. Введение
  3. Аналитическое и прогностическое обоснование программы
  4. Цели и задачи Программы
  5. Этапы и сроки реализации Программы
  6. Управление реализацией Программы
  7. Реализация Программы
  • Подпрограмма «Внедрение ФГОС начального и основного общего образования»
  • Подпрограмма «Доступное информационное пространство школы»
  • Подпрограмма «Одаренные дети»
  • Подпрограмма «Путь к успеху»  
  • Подпрограмма "Здоровье-это жизнь"

            8. Ожидаемые результаты от реализации Программы

Паспорт Программы развития школы

 

Наименование

Программы

Целевая комплексная Программа «Развитие муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная №9» на период 2014-2020 годов».

Разработчики Программы

Педагогический коллектив, стратегическая команда школы, учителей.

Исполнители Программы

Совет школы, родительская общественность, педагогический коллектив школы, коллектив учащихся, администрация школы.

Научно-методические основы разработки Программы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Конвенция «О правах ребёнка».
  3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124.
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года.
  5. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы. Распоряжение правительства от 15 мая   2013 г. № 792-р
  6. Устав школы

Основные этапы и формы обсуждения и принятия Программы

Подготовительный этап

1. Принятие решения о необходимости и сроках подготовки Программы развития (октябрь 2013 г., заседание совета учреждения).

2. Оценка готовности педагогического коллектива к работе над Программой – диагностика мотивов и ценностей деятельности ( ноябрь-декабрь 2013 г.)

3. Создание инициативной группы по разработке Программы (   декабрь 2013 г., заседание   методического совета школы).

4. Подготовка необходимых ресурсов и условий для работы, изучение приоритетных направлений развития образования и социального заказа ( ноябрь-декабрь 2013 г.).

Основной этап - этап разработки Программы

1. Анализ тенденций в государственной и муниципальной системах образования (изучение документов, научно-методической литературы).

2. Анализ социального заказа: ожидания родителей, учащихся (диагностика общественного мнения).

3. Анализ и оценка инновационной среды и потенциала школы.

4. Определение направлений и целей развития, разработка плана действий по реализации Программы (заседание педагогического совета, январь 2014г.).

Внутренняя экспертиза Программы

Экспертиза и принятие Программы на педагогическом совете, февраль-август 2014 г.).

С кем согласована Программа

Совет учреждения. Протокол от 4 сентября 2014года №1

Кем принята Программа

Педагогический совет школы (№ 1 от 28.08. 2014 г.).

Приказ о5.09.2014года №142

Цель Программы

Организовать деятельность образовательного учреждения с учетом потребностей современного общества, обеспечения условий для получения обучающимися качественного образования и успешной социализации детей и молодёжи.

Задачи Программы

  1. Создание условий для реализации в образовательном учреждении основных направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
  2. Апробирование новых образовательных траекторий, направленных на оптимизацию учебных нагрузок обучающихся, с целью сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в условиях реализации ФГОС.
  3. Создание единого информационного пространства образовательного учреждения, достижение высокого уровня информированности и информационной грамотности всех участников педагогического процесса
  4. Осуществление адресной поддержки обучающихся из семей «группы риска».
  5. Укрепление материальной базы школы.
  6. Обеспечение непрерывности и преемственности всех   уровней образования с учётом потребностей социума.

Приоритетные направления Программы

1. Сохранить достижения предыдущих программ развития, обеспечивающих гуманизацию учебно-воспитательного процесса как фактора повышения качества образовательных услуг.

2. Создать условия для обеспечения качества образования, отвечающего современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса в рамках внедрения (ФГОС) начального и общего образования и формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и высокой социальной активности.

2.Обеспечить выполнение и выявить факторы оптимизации системы выявления, поддержки   и сопровождения талантливых детей и создавать условия для реализации их способностей.

3. Обеспечить выполнение и выявить факторы оптимизации системы материальных и моральных стимулов поддержки учителей. Повышать квалификацию педагогических кадров для работы в современных условиях.

4. Обеспечить выполнение и выявить факторы оптимизации системы сохранения и укрепления здоровья детей и создавать условия для эффективного использования здоровьесберегающих технологий.

5. Привлекать финансовые средства для развития школьной инфраструктуры за счет развития системы платных образовательных услуг.

6. Сохранить и расширить единое образовательное информационное пространство, обеспечивающее условия для перехода к новому уровню образования на основе современных технологий и стандартов.

7. Развивать систему государственно-общественного управления образовательным учреждением.

Ожидаемые результаты Программы и индикаторы для оценки их достижения

  1. Наличие организационно-экономических условий обеспечения деятельности школы, развития образовательных услуг.

2.1. Пакет нормативных и методических документов, обеспечивающих работу школы в режиме развития (Образовательная программа школы, Программа «Развитие образовательного учреждения, включающая подпрограммы информатизации образования, работы с одаренными детьми,   здоровьесбережения»

2.2. Готовность системы управления и педагогических кадров.

3. Переход на индивидуальные учебные планы в системе дифференцированного обучения школьников, достижение успешности каждого обучающегося ребенка.

3.1. Преемственность, непрерывность и доступность образования на всех уровнях обучения, обеспечение профильного и предпрофильного обучения.

3.2. Формирование устойчивых интересов и мотивации учения выполнение социального заказа на образование: учащихся ,родителей ,положительная динамика здоровья учащихся, педагогов.

4. Укрепление учебно-материальной базы.

Срок действия программы

2014 – 2019 гг.

Этапы реализации Программы

1 этап. Преобразующий. 2014/2015

Обеспечить условия (кадровые, материально-технические, информационные) для создания в образовательном учреждении развивающей и образовательной среды на основе ценностей образования, воспитания и здоровья (физического, интеллектуального, нравственного, социального).

2 этап. Внедренческий. 2015/2018

Обеспечить компетентностный подход в образовании учащихся. Расширить единое образовательное информационное пространство, оптимизировать модель здоровьесберегающей школы.

3 этап. Аналитико-прогностический. 2019

Анализ достигнутых результатов по Программе и определение перспектив развития ОУ на 2020–2025 годы.

Структура Программы

1. Паспорт Программы развития школы.

2. Введение.

3. Аналитико-прогностическое обоснование Программы.

4. Введение.

3. Аналитическое и прогностическое обоснование программы

4. Цели и задачи Программы

5.Этапы и сроки реализации Программы

6. Управление реализацией Программы

7. Реализация Программы

8. Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации Программы.

Ресурсное обеспечение реализации Программы

Кадровый: коллектив подготовленных педагогов, стратегическая команда учителей-исследователей, методический совет школы.

Интеллектуальный: научные консультанты, привлеченные специалисты, учителя-исследователи.

Информационный: законодательная база; научно-методическое обеспечение образовательного процесса; информационно-компьютерные технологии.

Материально-технический: приобретение необходимого для   качественной организации образовательного процесса оснащения и оборудования.

Источники обеспечения: средства муниципального и областного бюджетов.

Объем и источники финансирования

Средства муниципального и областного бюджетов.

Порядок управления реализацией Программы

Совет учреждения – директор школы –методический совет- предметные творческие команды   школы  

Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы

1. Диагностика результативности учебного процесса и психологических показателей его участников согласно плану внутришкольного контроля.

2. Обсуждение и разработка рекомендаций по результатам диагностики на заседаниях предметных кафедр и методического совета школы.

3. Обсуждение и разработка рекомендаций по результатам   диагностики на методическом совете школы.

4. Анализ итоговых результатов по плану реализации Программы развития.

5. Отчет на заседании   совета учреждения, педсовете школы.

Критерии оценки достижения запланированных результатов

1. Полнота пакета нормативных документов и методических материалов.

2. Положительная оценка работы школы участниками образовательного процесса, независимыми экспертами.

3. Открытость деятельности школы (объективность данных мониторинга, размещение информации на школьном сайте, наличие печатных работ, итоги конкурсов, ЕГЭ, независимой экспертизы).

4. Наличие положительной динамики в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

5. Развитие материально-технической базы школы.

 

1. Введение

Настоящая Целевая комплексная Программа развития МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»– программа устойчивого функционирования и поэтапного развития образовательного учреждения, координационный документ, определяющий основные направления развития учебного заведения.

Законодательная база по разработке Программы развития школы

  • Конституция РФ;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года,
  • Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы. Распоряжение правительства от 15 мая 2013 г. № 792-р
  • Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Семейный кодекс РФ;
  • Устав школы.

Принципы реализации Программы

Реализация Программы развития образовательного учреждения строится на следующих принципах:

  1. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании школьников, выражающийся в следующих позициях:
  2. первая позиция предполагает соблюдение приоритетности ориентации в образовательном процессе на личностно-смысловую сферу школьника;
  3. вторая позиция – включение личностного опыта ребенка в образовательный процесс;
  4. третья позиция – признание уникального опыта каждого обучающегося ребенка;
  5. четвертая позиция – признание ценности обоюдного опыта (учитель – ученик);
  6. пятая позиция – изменение позиции участников образовательного процесса.
  7. 2. Программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в него.
  8. 3. Государственно-общественный характер управления образовательным процессом.
  9. 4. Вариативность, предполагающая осуществление различных вариантов деятельности по реализации задач развития школы.

 2. Аналитическое и прогностическое обоснование Программы

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» является неотъемлемой частью образовательной системы Тихвинского муниципального района, города Тихвина. Школа имеет опыт инновационной деятельности, участия в реализации и внедрении приоритетных направлений развития образовательного пространства на территории Тихвинского района Ленинградской области .

Участие в приоритетном национальном проекте, региональных и муниципальных программах позволило сформировать педагогический коллектив, способный отвечать запросам современного общества, укрепить материально-техническую базу школы, внедрить в учебно-воспитательный процесс современные информационно-коммуникационные технологии, расширить информационное пространство образовательного учреждения.

Педагогические кадры являются важнейшим ресурсом школы: 100% педагогов   владеют современными образовательными технологиями, 100% применяют ИКТ. Администрация школы успешно взаимодействует с системой повышения квалификации на областном и районном уровнях. Школа включена в региональную систему повышения квалификации.

Ресурсы образовательного учреждения позволяют выполнять приоритетные задачи школы и осуществлять качественные услуги по реализации социального заказа. За последние три года школа выпустила двух учеников-медалистов. 100% выпускников успешно   сдают ЕГЭ и ОГЭ по обязательным предметам и предметам по выбору.     95% выпускников продолжают обучение в вузах, в том числе 50% – на бюджетной основе.

Традиционно увеличивается количество учащихся школы победителей и призеров районных и областных олимпиад, конкурсов и конференций, предметных олимпиад международных игр «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «Бульдог», являются победителями и призерами районных творческих конкурсов.

В рамках реализации программы «Здоровье» в школе создана система спортивно-оздоровительной работы, включающая функционирование спортивных секций, проведение традиционных Дней здоровья, использование   здоровьесберегающего оборудования и технологий. Результатом целенаправленной деятельности школы стало укрепление здоровья детей и успешное выступление школы в районных соревнованиях в период с 2008 по 2013 годы.

В системе воспитательной работы приоритетным является духовно-нравственное и патриотическое воспитание, краеведческая деятельность в рамках функционирования «Музея истории и культуры родного края», направленные на формирование чувства патриотизма и любви к родному краю, Родине. Встречи с ветеранами, круглые столы и Дни памяти, изучение истории города, района – традиционные формы работы, участие в движении «Малые Пискаревки России».

Система государственно-общественного управления, взаимодействие с родительской общественностью и социумом позволяет школе выполнять миссию, целью которой является адаптация учащихся к жизни в современном обществе на основе основного общего и основного полного образования и создание образовательной среды, способствующей реализации каждым учеником себя как субъекта собственной жизни, деятельности и общения; развитие социокультурной среды города Тихвина, Тихвинского района и Ленинградской области.

В то же время коллектив школы отдает себе отчет в том, что тенденции развития экономики и образования в современной России требуют включения образовательного учреждения в программы и мероприятия, обеспечивающие оптимальную деятельность системы образования, а значит, направления развития должны соответствовать тем изменениям, которые являются необходимыми для современной школы. К таким изменениям мы относим:

  • переход школы на федеральные государственные образовательные стандарты. С 2011 году обеспечен переход начальной школы, с 2013 – идет   реализация ФГОС основного общего образования;
  • реализация ФГОС требует изменения подходов к содержанию и ходу образовательного процесса, что побуждает к постоянному развитию педагогический коллектив в целом и каждого учителя персонально;
  • особое место в условиях реализации ФГОС занимает обеспечение внеурочной деятельности обучающихся, удовлетворение потребности детей в саморазвитии, мотивации образовательных достижений, что требует от коллектива разработки программ внеурочной деятельности, отвечающих запросам родительской и ученической общественности.
  • в условиях функционирования системы непрерывного образования особое место занимают образовательные достижения одаренных учащихся и учащихся, имеющих трудности в освоении отдельных предметов или овладении учебной деятельностью, а также обеспечение условий для сохранения и укрепления физического, психологического, интеллектуального, нравственного здоровья обучающихся.
  • реализация ФГОС невозможна и без развития единого информационного пространства: овладение информационными технологиями, электронными образовательными ресурсами, инновационным оборудованием, внедрением системы электронного журнала и дневника, обеспечение функционирование нового школьного сайта и своевременное заполнение мониторингов различного уровня.

Объективно оценивая объем необходимых изменений, основная задача развития школы видится в оптимизации деятельности коллектива по выполнению вех этих направлений, составление выполнимых и оптимальных планов по каждому направлению:

  • внедрение ФГОС начального и основного общего образования;
  • оптимизация единого образовательного и воспитательного пространства школы за счет реализации подпрограмм «Одаренные дети», «Доступное информационное пространство школы», «Здоровое поколение».
  • реализация системы мониторинга образовательного процесса.

 

3. Цели и задачи Программы

 

Данная Программа развития школы рассчитана на период с 2014 по 2019 гг. и представляет собой нормативно-управленческий документ, фиксирующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся. Отражает особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса, инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, ожидаемые конечные результаты, критерии оценки их достижений.

Программа опирается на общую стратегию инновационного развития образования, отраженную в

  • Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»,
    Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года,
    Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.

Свою роль педагогический коллектив школы видит в следующем:

  • обеспечение качества образовательных услуг через создание системы мониторинга и оптимальных педагогических условий для детей с разными возможностями;
  • обеспечение доступности общего образования через создание системы вариативности получения образовательных услуг;
  • создание условий для самоопределения и саморазвития учащихся в ходе образовательного процесса;
  • создание условий для формирования личности, способной к самореализации, профессиональному самоопределению, успешной социализации в обществе;
  • выявление разнообразных факторов риска и возможность своевременной профилактики их негативного воздействия;
  • создание педагогических условий для сохранения уровня здоровья учащихся и привлечение внимания школьников, их родителей к вопросам здоровья, здорового образа жизни.

Идея школы опирается на основные принципы государственной образовательной политики России: общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

Создание условий для развития потребности личности в самореализации и саморазвитии на основе учета её индивидуальных особенностей, учебных возможностей является определяющим признаком школы,в фокусе внимания которой находятся не только технологические аспекты деятельности, но и личностные; сохранение здоровья, воспитание и образование личности ученика, умеющего ставить перед собой цели, определять траекторию своего развития и реализовывать её.

Цель программы – организовать деятельность образовательного учреждения с учетом потребностей современного общества, обеспечения условий для получения обучающимися качественного образования и успешной социализации детей и молодёжи

 

Задачи Программы

Прогнозируемый результат

1

2

3

 

Создание условий для реализации в образовательном учреждении основных направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Разработанные и реализованные подпрограммы по направлениям:

Обновление образовательных стандартов

  • Внедрение трех групп требований: к структуре образовательных программ, к условиям реализации образовательных программ, к результатам их освоения
  • Компетентностный подход
  • Индивидуализация
  • Использование проектных, исследовательских форм
  • Рост значения внеаудиторной занятости учащихся
  • Адекватные инструменты оценки достижений

Система поддержки талантливых детей

  • Общая среда для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят
  • Расширение системы олимпиад и конкурсов школьников
  • Развитие дополнительного образования
  • Развитие системы ученических конференций и семинаров
  • Заочные и очно-заочные школы для старших школьников,   позволяющие независимо от места проживания осваивать программы профильного обучения по самым различным направлениям.
  • Отработка механизмов учета индивидуальных достижений обучающихся (ученическое портфолио) при приеме в ВУЗы.

Развитие учительского потенциала

  • Система моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации
  • Механизмы сохранения и обновление кадрового состава педагогов, в том числе не обязательно с педагогическим образованием
  • Развитие новых форм повышения квалификации
  • Развитие сетевого взаимодействия учителей
  • Модернизация системы педагогического образования (возрастание роли психолого-педагогической подготовки, ИКТ – подготовки).
  • Новая система аттестации педагогических и управленческих (включая новые квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей).

Здоровье школьника

  • Обновление санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
  • Качественная организация сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников
  • Новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса
  • Переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников
  • Общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий

 

Современная школьная инфраструктура

  • Расширение самостоятельности образовательного учреждения (новые организационно-правовые формы деятельности образовательных учреждений).
  • Развитие деятельности органов государственно-общественного управления, обеспечивающих заинтересованное участие родителей и местного сообщества в управлении образовательным учреждением
  • Развитие взаимодействия образовательного учреждения с организациями всей социальной сферы
 2

Апробирование новых образовательных траекторий, направленных на оптимизацию учебных нагрузок обучающихся, с целью сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

Создание условий для сохранения и развития здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса

 3

Создание единого информационного пространства образовательного учреждения, достижение высокого уровня информированности и информационной грамотности всех участников педагогического процесса

Максимально возможное использование ресурсов материально-технического обеспечения школы, включая инновационное оборудование, сети Интернет, внедрение и успешное использование электронного журнала.

4

Осуществление адресной поддержки обучающихся из семей «группы риска».

Максимальное развитие потенциальных способностей детей путём обеспечения доступности образования.

5

Укрепление материальной базы школы.

Обновление учебных кабинетов мебелью и демонстрационно-лабораторным оборудованием.

6

Обеспечение непрерывности и преемственности всех   уровней образования с учётом потребностей социума.

Достижение преемственности в обучении, высокого качества деятельности школы.

 

 4. Этапы и сроки реализации Программы

 

Период

Этап

Цель

2014/2015

Преобразующий

Обеспечить условия (кадровые, материально-технические, информационные) для создания в образовательном учреждении развивающей и образовательной среды на основе ценностей образования, воспитания и здоровья (физического, интеллектуального, нравственного, социального).

2015/2018

Внедренческий

 

Обеспечить компетентностный подход в образовании учащихся. Расширить единое образовательное информационное пространство, оптимизировать модель здоровьесберегающей школы.

2018/2019

Обобщающий

Подготовить пакет методических, диагностических и контрольных документов, определяющих пути становления, организационную и образовательную модель гуманитарной школы.

2019

Аналитико-прогностический

Анализ достигнутых результатов по Программе и определение перспектив развития ОУ на 2020–2025 годы. Отразить в локальных нормативных актах созданные прецеденты образовательной практики.

 5. Управление реализацией Программы развития школы

 

Осуществляется Советом учреждения , педагогическим и методическим советами школы во главе с директором, руководителями предметных объединений ,   советом обучающихся .

 

Финансовое обеспечение Программы

Выполнение программы обеспечивается за счет выполнения финансового плана учреждения

Срок реализации Программы

Январь 2014 года – Декабрь 2019 года.

 

6. Реализация Программы. 

6.1. Программа «Внедрение ФГОС начального и основного общего образования»

В условиях реализации современной модели образования деятельность школы, по мнению педагогического коллектива, должна быть направлена на решение следующих задач:

  • создание образовательной среды и системы образовательных услуг, обеспечивающих доступность качественного образования, развитие личностного потенциала, социализацию детей, независимо от состояния здоровья, социального положения;
  • создание системы выявления и поддержки одаренных детей;
  • реализация механизмов оценки качества и обеспечении я -востребованности образовательных услуг, создание объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений учащихся;
  • устойчивое функционирование механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования;
  • обеспечение инновационного характера образования в соответствии с требованиями экономики, обновление содержания и технологий образования, реализация компетентностного подхода, вариативности образовательных программ.

Принципиальная позиция в реализации данного модуля заключается в признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание индивидуальных траекторий развития и внедрение современных образовательных технологий.

Школа руководствуется следующими принципами:

  • ведущая роль теоретических знаний;
  • предоставление учащимся возможности изучения материала в собственном темпе при поддержании общего высокого темпа изучения;
  • активное включение учащихся в процесс обучения;
  • систематическая работа над развитием всех учащихся;
  • перенесение методов, педагогических приемов и способов учебной работы во внутренний план личности учащегося и обеспечение условий успешного овладения ими учащимися в процессе их самостоятельной работы с учебным материалом;
  • познавательная деятельность (а не преподавание) становится ведущим в тандеме «Учитель - Ученик»;
  • построение каждым учащимся индивидуальной образовательной траектории и предоставление ему возможностей для успешной ее реализации.

Ведущими образовательными технологиями, включенными в образовательный процесс школы, являются:

в начальной школе

  • технологии развивающего обучения;
  • технологии деятельностного подхода;

в основной и старшей школе

  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технологии обучения личностно-ориентированного характера;
  • технологии психолого-педагогической поддержки дифференциации и индивидуализации учебного процесса;
  • образовательные технологии, построенные на интегративной подаче материала, с использованием навыков исследовательской деятельности (прогнозирования, проектирования, моделирования), и др.

Перспективным видится использование следующих технологий:

  • технологию коллективного взаимообучения;
  • технологию адаптивной системы обучения;
  • технологию полного усвоения;
  • технологию разноуровневого обучения;
  • технологию модульного обучения.

Программа развития предполагает, что подобные педагогические технологии могут радикально изменить процесс обучения. Цель их внедрения - дать школьникам возможность самостоятельно планировать свою образовательную траекторию и нести ответственность за свои учебные успехи.

Реализация основной задачи данного модуля во многом зависит от профессионализма учителей школы. Здесь имеют место следующие способы вовлечения педагогов в процесс повышения квалификации:

  • решение педагогических ситуаций;
  • активно-игровые методы;
  • практикумы и тренинги;
  • ИКТ-технологии;
  • дискуссионный способ;
  • посещение уроков и мероприятий, проводимых коллегами, с последующим анализом.

 Система мероприятий по реализации программы

 

Мероприятия

Сроки

Исполнители

1

Реализация образовательной программы начального общего образования и разработка и внедрение образовательной программы начального и основного общего образования по ФГОС

2014-2019

Администрация школы, рабочая группа, педагоги

2

Мониторинг динамики качества образования с использованием современных КИМ

2014-2019

Администрация

3

Мастер-классы по теме «Современные образовательные и информационные технологии: возможности и затруднения»

2014-2019

Учителя ОУ

4

Проведение школьных и участие в районных конкурсах творческих и исследовательских работ учащихся

2014-2019

Администрация

 Руководители предметных МО

5

Пополнение банка педагогических находок:

  • портфолио учителя;
  • портфолио ученика

2014-2019

Администрация

Педагоги  

6

Развитие системы дополнительных платных образовательных услуг с учетом запросов учащихся их родителей.

2014-2019

Администрация.

7

Организация предшкольной подготовки будущих первоклассников группы« Радость »

2014-2019

Администрация.

8

Обновление содержания образования путем внедрения:

- новых учебно-методических комплексов;

- авторских программ и учебных пособий, отражающих обновление содержания образования;

- учебных программ и учебно-методических пособий по реализации национально-регионального компонента содержания образования.

2014-2019

Администрация.

9

Создание условий для реализации обучения по индивидуальным планам

2014-2019

Администрация.

10

Развитие системы работы с одаренными детьми

2014-2019

Администрация.

11

Освоение форм дистанционного обучения

2014-2019

Администрация

Кл.руковод.

 

Создание условий для проектной и творческой деятельности учащихся, проведение школьных конференций

2014-2019

Администрация

Дополнительное образование детей

 

 

 

1

Разработка целевых программ дополнительного образования детей по различным направлениям деятельности

2014-2019

Администрация,

педагоги школы, педагоги дополнительного образования 

2

Сохранение и развитие системы массовых мероприятий с детьми с целью развития творческих достижений учащихся и отслеживания результативности.

2014-2019

Администрация,

кл. руководители

 

6.2. Подпрограмма «Доступное информационное пространство школы».

Образовательный процесс, реализуя гарантированное государством право на получение образования не ниже государственного стандарта, ориентирован на обучение и воспитание детей, способных к активному интеллектуальному труду, на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук, способной к саморазвитию и самоорганизации. Развитие умственных способностей предполагает использование новейших педагогических технологий, которые способствуют формированию навыков умственного рационального труда (широкое использование компьютерных технологий, ресурсов Интернет, дистанционных форм обучения, компьютерного тестирования). Приобщение к информационной культуре как инструменту познания окружающего мира всех участников образовательного процесса - это требование сегодняшнего дня и уровня развития технологии в обществе. Ориентироваться в мире, основой которого является информационное пространство, использовать его достижения в процессе обучения и управления школой - требование, которое ставит перед образованием общество.

Задачи программы:

  • обновление в соответствии с требованиями материально-технической базы для использования современных информационных технологий в деятельности школы;
  • эффективное использование в образовательном процессе информационных технологий обучения;
  • повышение эффективности образовательного процесса и работы педагогов, существенное улучшение на этой базе качества обучения и воспитания учащихся.

Основные направления Программы

  • создание материально-технических условий для размещения, эффективного использования и сохранности средств информатизации и компьютерной техники;
  • приобретение компьютерной техники, средств информатизации, системных и прикладных программ;
  • подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических работников школы;
  • внедрение в работу образовательного учреждения компьютерных технологий на всех уровнях (административная команда, хозяйственная служба, педагогический коллектив, и др.);
  • обучение информационным технологиям обучающихся всех образовательных ступеней;
  • формирование и развитие школьной медиатеки, создание, накопление и обновление баз данных, формирование, накопление и эффективное использование образовательных ресурсов и др.
  • внедрение системы электронного журнала и дневника

Основные этапы реализации программы

 

1 этап. Подготовительный этап. Внедрение информационных технологий (2014-2015), задачи которого:

  • формирование информационной культуры учащихся школы и коллектива через самообразование и курсовую подготовку
  • обеспечение ЭОР по основным предметам школьного курса;
  • поддержка и развитие сайта;
  • апробирование ЭОР на уроках и во внеурочной деятельности;
  • постепенное расширение часовой доли информатики в учебной программе школы и системе дополнительного образования;
  • повышение эффективности использования локальной сети в кабинете информатики и в школе;
  • развитие системы компьютерной диагностики учащихся и укрепление базы тестов.

2 этап. Развитие информационных технологий (2015-2019), задачи которого:

  • владение 100% педагогов   школы ИКТ базового и продвинутого уровня
  • использование локальной сети в управленческой и учебной деятельности;
  • внедрение различных программ управленческого и обучающего назначения;
  • использование информационных ресурсов Интернета в учебной и внеклассной жизни школы;
  • создание страниц педагогов и учащихся на сайте школы;
  • создание условий для дистанционного обучения

3 этап. Анализ и корректировка деятельности по выполнению Программы (2019), задачи которого

  • анализ и подведение итогов выполнения Программы;
  • обобщение и распространение накопленного опыта

Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация предусмотренных программой мероприятий в данном направлении позволит:

  • создать условия для практической подготовки учащихся к жизни и труду в условиях информационного общества;
  • повысить качество образования за счет эффективного использования современных информационных технологий;
  • сохранить и развить материальную базу школы
  • устойчивое функционирование и развитие школьного сайта.
  • наличие и эффективное использование инструментов мониторинга, которые позволят повысить качество школьного обучения, проанализировать деятельность школы в данной области, выявить проблемы и разработать перспективы дальнейшей работы.
  • наличие общедоступной коллекции цифровых информационных ресурсов, нового программно-методического обеспечения;

 

V. План реализации Программы.

 

1. Материально-техническое оснащение школы

 

 

 

 

№ п/п

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

 

 

Выполнение требований и совершенствование программного обеспечения, используемого в работе компьютерной техники в школе

2014-2018

Директор

 

 

Накопление программного обеспечения по предметам.

Совершенствование работы медиатеки

2014-2018

Учитель информатики

 

 

Развитие школьного сайта

2014-2018

Члены стратегической команды

2. Повышение квалификации работников школы в области применения ИКТ

 

 

 

 

 

 

Прохождение курсов по использованию ИКТ администрацией школы.

2014

администрация

 

 

Прохождение курсов по использованию ИКТ сотрудниками школы

2014

администрация

 

 

Постоянное пополнение знаний учителей о программном обеспечении по предметам

2014

Зам.по УВР

 

 

Организация постоянного доступа к средствам ИКТ и Интернету для учителей

2014-2018

Учитель информатики

администрация

 

 

Повышение квалификации педагогов в области применения ИКТ через школьные обучающие семинары, индивидуальные консультации.

2014-2018

администрация

 

 

Обмен опытом работы учителей, использующих ИКТ

2014-2018

Администрация

учителя

 

 

Внедрение электронного журнала и дневника

2014-2015

администрация

 

3. Повышение ИКТ компетентности обучающихся

 

 

 

 

 

 

Введение курсов внеурочной деятельности по информатике для учащихся 1-4 классов, введение

предмета «информатика» в пятых классах за счет часов школьного компонента

2014-2018

Администрация

Учитель информатики

 

 

Вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность с использованием средств информационно-коммуника-ционных технологий.

2014-2018

Учителя

 

 

Организация постоянного доступа к средствам ИКТ и Интернету для учащихся

2014-2018

Администрация

Учитель информатики

4

 

Создание газет, видеофильмов, фотоальбомов и т. д. посредством ИКТ

2014-2018

Учителя

 

 

Участие в школьных и районных конференциях медиапроектов

2014-2018

Учителя

4. Организация учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ

 

 

 

 

 

 

Мониторинг использования информационных технологий в преподавание всех школьных предметов

2014-2018

Администрация

 

 

Автоматизация работы библиотеки

2015

Зав. библиотекой

 

 

Применение информационных технологий в организации воспитательной работы школы

2014-2018

Администрация

учителя

 

 

Развитие системы дополнительных образовательных услуг с применением информационных технологий

2014-2018

Администрация

учителя

5. Разработка и внедрение информационных ресурсов.

Создание банка данных образовательных ресурсов. 

 

 

 

 

 

Приведение в соответствие с современными требованиями содержания и оформления сайта школы

 

2014

Учитель информатики

 

Пополнение сайта новой информацией

 

2014-2018

Учителя

 

Внедрение информационных технологий в управленческую педагогическую деятельность.    

 

2014-2018

администрация

4

Пополнение медиатеки. Создание банка данных программного обеспечения.

 

2014-2018

Администрация

Зав. библиотекой

учителя

 

Создание банка данных результатов работы учителей в области ИКТ; использование созданных материалов в образовательной деятельности. Создание и публикация материалов методического и учебного характера

 

2014-2018

Администрация

 

6.3.  Подпрограмма «Одаренные дети»

 

Глобальные социально-экономические преобразования, происходящие в обществе, выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.

Проблема раннего выявления и обучения одаренных детей - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал поселка, района, области и государства в целом.

Цель Программы «Одаренные дети» - создание необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков в условиях общеобразовательной школы.

Под одаренностью мы понимаем системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Программа «Одаренные дети» объединяет блоки основного и дополнительного образования через психолого-педагогический блок в создании необходимых условий с целью развития способностей одаренных детей.

Программа разработана по трем направлениям:

  • работа с учащимися;
  • работа с родителями;
  • работа с педагогическим коллективом.

Задачи программы «Одаренные дети»

  • создать целенаправленную систему отбора одарённых детей;
  • создать максимально-благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одарённых детей;   
  • стимулировать творческую деятельность одарённых детей;
  • разработать и поэтапно внедрять новое содержание образования, прогрессивные технологии в работе с одаренны ми детьми;
  • обеспечить профильную подготовку одарённых детей;
  • создать условия одарённым детям для реализации их личных творческих способностей в процессе  научно-исследовательской и поисковой деятельности;
  • создать условия для умственного, эмоционального, социального развития школьников и обеспечить психолого-педагогическую поддержку самореализации одаренных учащихся,
  • содействовать коммуникативной адаптации школьников и самопрезентации в деловых и межличностных отношениях.
  • поощрять инициативу детей, их самостоятельность в учебе, саморазвитии и самовоспитании.

Концепция программы

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, физических достижений, проявлений творческой активности. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

I. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

II. Цели и задачи работы с одаренными детьми

1) Выявление одаренных детей.

Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:

  • -знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
  • -обучение через методическую учебу, педсоветы самообразование;
  • -накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
  • -знакомство педагогов с приемами целенаправленного  педагогического наблюдения, диагностики;
  • -проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности;

2) Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных   детей,   в отношении которых есть серьезная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей.

Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:

  1. отбop среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  2. предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.

III. Стратегия работы с одаренными детьми

Успешность работы с одаренными детьми во многом будет зависеть от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

 I этап - аналитический (1—4-й год обучения) — при выявлении одаренных детей должны учитываться их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.

Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природной деятельности в области художественного развития. В связи с этим планируется использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.

Творческие мастерские:

  • мастерская художественного слова;
  • ремесленная мастерская (прикладное искусство);
  • музыкальная мастерская (или музыкальный класс);
  • «В мире  прекрасного» (изобразительная деятельность);
  • мастерская здорового образа жизни.

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.

II   этап - диагностический (5—9-е классы) — на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.

На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы (возможность организации таких групп предоставляется БУП): спецкурсы, миникурсы, («мозговые штурмы»), ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные и исследовательские задания и т.д.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.

III этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.

Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы знаний к созданию условий для комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного коммуникационного пространства. Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в школе:

  • выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);
  • самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности (профильные классы);
  • четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле.

IV. Условия успешной работы с одаренными учащимися:

1). Осознание работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

2). Целенаправленная подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми: одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе.

Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика - система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а так же о целях и задачах своей работы. Именно эти  составляющие постоянно проявляются в межличностном общении. По мнению исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам:

  • разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы;
  • создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
  • предоставляет учащимся обратную связь;
  • использует различные стратегии обучения;
  • уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика;
  • уважает его ценности;
  • поощряет творчество и работу воображения.

С целью развития вышеназванных личностных и профессиональных качеств необходимо проводить тренинги, направленные на достижение понимания самих себя и других через знания о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности; формирование умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

3) Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ

В СТАРШИХ КЛАССАХ

 

Так как большинство старшеклассников мотивированы на продолжение учебы и  стремятся подготовить себя к профессиональной деятельности, наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это прежде всего технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».

I. Технология проблемного обучения.

Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся. Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций. Реализуя технологию проблемного обучения, учитель чаще всего использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения - развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и зависимостей. Это позволяет школьникам приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в процессе ученических исследований.

2. Методика обучения в малых группах.

3.Технология проектного обучения 

В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования.  Продукт  проектирования - учебный  проект,  в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т.д. Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, а значит, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.

Спецкурсы как одна из форм организации образовательного процесса представляет собой систему учебных занятий, содержание которых позволяет ученикам выполнить свои исследовательские проекты, углубленно изучить отдельные разделы школьной программы или получить знания  в интересующих их областях знаний. Своеобразие элективного курса заключается в том, что основу его содержания составляют темы, которые не рассматриваются на уроках, но доступны и интересны для изучения детьми; требует активной работы с дополнительной литературой, самостоятельного осмысления проблем, умения работать с устным изложением учителя как источником информации.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • олимпиады;
  • предметные конференции;
  • предметные игр
  • дебаты и дискуссии
  • спецкурсы и элективные курсы;
  • работа по индивидуальным планам;
  • занятия в профильных классах;

4). Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы ОУ.

Ожидаемые результаты программы «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»:

  1. Повышение качества образования основного и дополнительного блока.
  2. Изменение шкалы социальных ценностей молодежи.
  3. Преобладание атмосферы позитивного труда, его значимости в жизни человека, творчества в противовес распространяющейся наркомании, социальному отрицанию.
  4. Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.
  5. Издание исследовательских работ учащихся.
  6. Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.

 

Мероприятия по реализации программы «Одаренные дети»

 

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

 

Мониторинг реализации программы

Декабрь, ежегодно

Администрация

 

Участие во Всероссийской олимпиаде школьников по общеобразовательным предметам: школьный, районный туры. Утверждение графика конференций, конкурсов, плана работы научного общества обучающихся «Жемчужина»

Ежегодно

Руководители МО

 

Формирование и реализация системы внеурочной работы с одаренными учащимися: организация работы школьных факультативов, индивидуальных занятий по различным учебным дисциплинам; организация  системы исследовательской работы школьников

Ежегодно

Руководители МО

 

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

Ежегодно

Руководители МО, педагог-психолог

 

Отчет об итогах выполнения программы «Одаренные дети »

Ежегодно

Зам. дир. по  УВР

 

6.4. Подпрограмма « Путь к успеху»

Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.

Практика работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих учащихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке.

Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.

Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

ЦЕЛЬ:

Повышение уровня знаний и способности к овладению предметными результатами отдельных учащихся и школы в целом, защита прав учащихся, создание благоприятного микроклимата школы.

организовать работу педагогического коллектива школы, направив на ее обеспечение успешного усвоения образования учащимися, имеющими низкую успеваемость.

ЗАДАЧИ:

Выявление возможных причин снижения успеваемости и качества знаний учащихся.

Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости.

Реализация программы по направлениям

 

I. Информационно-аналитическая деятельность.

Организационная деятельность:

Задачи:

1.Выявить учащихся, составляющих «группу риска» на текущий учебный год;

2.Создать комфортные условия для работы со слабыми учащихся.

 

№ п/п

Содержание работы

Технологии

Ответственные

Сроки

1

Формирование банка данных учащихся школы, составляющих группу риска

Анализ фактической ситуации

Заместитель директора по УВР

Май-август

2

Составление списков учащихся, заполнение диагностических карт и педагогических характеристик на учащихся

Анализ результатов психологических

материалов с целью коррекции работы

Классный руководитель

Сентябрь-октябрь

3

Формирование банка данных о семьях учащихся группы риска

Сбор информации от классных руководителей

Классный руководитель

Сентябрь-октябрь

4

Проведение тематических педсоветов, заседаний кафедр совместно с администрацией школы по вопросу создания условий успешности обучения учащихся данной категории

Отбор информации, ее систематизация

 

В течение учебного года

5

Организация системы дополнительных занятий

Расписание дополнительных занятий

Заместитель директора по УВР

В течение учебного года

6

Организация досуга учащихся в каникулы

План классного руководителя

Заместитель директора по воспитатель

ной работе

В течение учебного года

7

Систематизация работы классных руководителей по контролю за обучением учащихся, имеющих низкую успеваемость

Анализ планов работы классных руководителей

Заместитель директора по УВР

1триместр

учебного года

 

II. Организационно-исполнительская деятельность.

Работа с педагогическими кадрами.

Задачи:

  1. Организация помощи, обеспечивающей успешность учащимся в учебной деятельности;
  2. Контроль за организацией рабочего места учащихся в учебное время;
  3. Создание ситуации успеха в учебной деятельности.

 

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1

Контроль администрации за посещаемостью учащимися уроков, мероприятий в рамках классно-урочной системы образования

В течение учебного года

Заместитель директора УВР,

2

Индивидуальные беседы с учащимися, классными руководителями и учителями-предметниками по выявлению затруднений, препятствующих усвоению учебного материала

По мере необходимости в течение учебного года

Заместитель директора по УВР

3

Обеспечение дифференцированного подхода при организации контроля усвоения знаний учащимися по отдельным темам

В течение учебного года

Заместитель директора по УВР

4

Контроль за системой работы учителя по ведению рабочих и контрольных тетрадей, их проверкой и отработкой допущенных ошибок

В течение учебного года

Руководители творческих групп

5

Контроль за работой классных руководителей и учителей-предметников с дневниками учащихся по вопросу своевременного доведения до сведения родителей результатов обучения учащихся

В течение учебного года

Заместитель директора по УВР

6

Организация заседаний МО с целью выявления проблем неуспеваемости учащихся «группы риска» и определение перспектив работы с ними

По плану зам. директора

Руководители

Творческих групп, МО

7

Посещение уроков учителей-предметников администрацией и членами методических объединений для изучения работы учителя на уроке со слабыми учениками

По плану администрации

Заместитель директора по УВР

Руководители   МО

8

Контроль за наполняемостью отметок и отработкой материала, а также

неудовлетворительных отметок по итогам контрольных работ и текущего материала неуспевающих учащихся

В течение учебного года

Заместитель директора по УВР

9

Обобщение опыта работы с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию с целью его распространения в рамках школы

В течение учебного года

Заместитель директора по УВР

10

Подготовка рекомендаций для учителей и классных руководителей по работе со слабыми учащимися

Сентябрь

Заместитель директора по УВР

11

Наличие на каждого неуспевающего ученика тетради индивидуальных занятий

В течение учебного года

Учителя-предметники

12

Контроль за объемом домашних заданий по всем предметам с целью предупреждения утомляемости учащихся

В течение учебного года

Заместитель директора по УВР, руководители МО

13

Контроль преподавания отдельных предметов с целью выявления причин перегрузки учащихся и выработка рекомендаций по коррекции работы

В течение учебного года

Заместитель директора по УВР

 

III. Мотивационно - целевая деятельность.

Работа с учащимися.

Задачи:

1. Обеспечение учащихся алгоритмом выполнения всех видов письменных заданий, работы с книгой по заданию учителя, устного ответа;

2. Контроль за организацией рабочего места в учебное время.

 

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1

Обеспечение учащихся алгоритмом:

Выполнения письменных заданий, как индивидуальных, так и общих классных видов работ;

Работы с книгой по заданию учителя;

Устного ответа

В течение учебного года

Учителя-предметники

2

Обеспечение возможности выполнения домашних заданий в рамках индивидуальных заданий

В течение учебного года

Учителя-предметники

3

Обеспечение учащихся учебными принадлежностями, необходимыми для работы на уроке (через библиотеку, возможности учебных кабинетов)

В течение учебного года

Учителя-предметники, библиотекарь

5

Организация отдыха учащихся в каникулярное время

В каникулы

Классный руководитель,

6

Привлечение учащихся к участию в общешкольных и общеклассных мероприятиях

В течение учебного года

Классный руководитель, социальный педагог

7

Оказание помощи учащимся в организации дальнейшего обучения и профориентации

В течение учебного года

 

 

IV. Контрольно-диагностическая деятельность.

Психолого–педагогическое сопровождение учащихся, требующих особого внимания.

Задачи:

 

  1. Обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития учащихся на каждом возрастном этапе;
  2. Обеспечение индивидуального подхода к каждому учащемуся;
  3. Психолого-педагогическое изучение детей;
  4. Консультирование родителей (лиц, их заменяющих), по вопросам воспитания детей, создания благоприятного микроклимата.

 

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1

Организация тематических классных собраний по проблемам:

  • психологические и возрастные особенности учащихся;
  • общение с учащимися с учетом индивидуальной психологии детей;
  • ответственность родителей за воспитание и обучение детей

В течение года

Классные руководители

2

Выявление уровня психологического комфорта в ученическом коллективе слабоуспевающих детей

1триместр учебного года

Классные руководители

3

Организация работы по определению профессиональной ориентации учащихся данной группы

В течение учебного года

классные руководители

 

V. Регулирующая деятельность.

Работа с родителями.

Задачи:

  1. Осуществление взаимодействия между семьей и школой с целью организации совместных действий для решения проблемы успешности обучения учащихся.

 

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1

Организация работы с родителями по устранению причин неуспеваемости и прогулов учащихся

I полугодие учебного года

классный руководитель

2

Подготовка и проведение малых педсоветов

с приглашением родителей неуспевающих учащихся по мере необходимости

В течение учебного года

Заместитель директора по УВР

3

Отработка тематики бесед с родителями по воспитанию детей

Сентябрь-октябрь

Классные руководители

4

Привлечение родительских комитетов

(школы, класса) к сотрудничеству с педагогическим коллективом школы по разрешению проблемы воспитания детей

В течение учебного года

классный руководитель, председатель совета учреждения

 

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

 

-Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей. Повышение успеваемости и качества знаний учащихся .

-Повышение мотивации к учению.

-Внедрение новых образовательных технологий.

-Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.

7.5 Подпрограмма «Здоровье –это жизнь»

В последние годы ученые отмечают, что стрессы, плохое питание, учебные и техногенные нагрузки (рост последних неуклонно растет), гиподинамия оказывают существенное негативное влияние на физическое, психологическое и интеллектуальное здоровье детей и молодежи.

В школьном возрасте наиболее распространенными заболеваниями являются болезни органов дыхания, нервной системы, органов чувств и пищеварения, что соответствует особенностям экологической и социально-экономической обстановки в стране

Детский организм, наиболее чувствительный в этот период к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, приобретает целый ряд нарушений состояния здоровья, который получил название "школьные болезни".

При этом в процессе обучения в школе у детей отмечается рост хронических заболеваний, нарушений физического развития и, как следствие этого, снижение функциональных возможностей детского организма.

В условиях школы созданы благополучные условия для сохранения здоровья учащихся, что позволило стабилизировать показатели по пропускам уроков по болезни. В то же время этот показатель выше, чем в других учреждениях района, что требует анализа и разработки мер по решению.

Для укрепления связи между учебной деятельностью школьников и их психофизическим здоровьем, для профилактики снижения исходного потенциала здоровья учеников в нашей школе разработан и внедряется в жизнь программа «Здоровое поколение» Прямым показателем необходимости осуществления такой работы служит анализ динамики состояния здоровья учащихся за последние три года. Наблюдается очень слабая положительная динамика этого процесса.

Программа «Здоровое поколение» в первую очередь направлена на сохранение и развитие системы здоровьесбережения, созданной в школе, а также :

  • мониторинг состояния здоровья учащихся в разные периоды их обучения в школе;
  • рекомендации специалистов по укреплению здоровья отдельных категорий учащихся;
  • профилактические мероприятия для разных возрастных групп;
  • мониторинг использования здоровьесберегающих технологий на уроке.

Главная задача осуществления модуля: наша школа должна стать школой здоровья, где наряду с обучением детей существенное внимание уделяется максимальной реализации физического, психологического, социального потенциала и детей, и взрослых, приобретению учениками знаний и выработки навыков, необходимых для принятия решений, относящихся к их здоровью, а также для сохранения и улучшения благоприятной для здоровья окружающей среды учебного заведения.

Программа «Здоровье - жизнь» включает в себя целый ряд взаимодействующих между собой направлений или компонентов, способствующих адаптации детей и подростков к окружающей среде.

Поступление ребёнка в школу, перевод из начальной школы в среднюю, из средней в выпускные классы являются переходными этапами в физическом, нравственном и психологическом отношении. Для облегчения адаптации учащихся в эти сложные периоды нами предусматривается целый ряд мер:

  • анкетирование при поступлении в школу новых детей, опрос об особенностях их развития и роста;
  • мониторинг состояния их здоровья;
  • индивидуальные рекомендации медиков и психолога по коррекции отклонений в физическом и психологическом здоровье;
  • контроль за пограничными состояниями;
  • консультации родителей по организации оптимального режима дня;
  • при необходимости направление для консультации со специалистами для своевременной медико-психолого-педагогической помощи.

Данные мероприятия позволяют снять стрессовые состояния у школьников и облегчить период их адаптации.

 Мероприятия по реализации программы «Здоровье – это жизнь»

 

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1

Проведение педагогических советов и заседаний МО, направленных на совершенствование здоровьесберегающего пространства школы.

Не менее 1 раза в год

администрация

2

Выполнение программ по социальному и психологическому сопровождению учащихся

2014-2019

Социальный педагог, педагог-психолог, учителя-предметники

3

Внедрение здоровьесберегающих курсов в содержание образовательного процесса «О правильном питании», «Все цвета, кроме черного»

2015-2016

Классные руководителя, социальный педагог, педагог-психолог

4

Обеспечение оптимальной физической нагрузки в течение школьного обучения: 3-й час физической культуры, внедрение программ внеурочной деятельности спортивной направленности, контроль за выполнением данных мер

В соответствии с образовательным планом и планом внутришкольного контроля

Администрация, учителя физической культуры

5

Мониторинг состояния здоровья учащихся

Ежегодно

Зам.дир.по ВР, мед. работник

6

Составление рационального расписания учебных занятий, кружков, спортивных секций; организация рационального питания школьников 

Ежегодно

Директор школы, родит. комитет, зам дир. по УВР

7

Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий (зарядка, физкультминутки), использование в педагогической деятельности здоровьесберегающих технологий

Ежедневно

Учителя-предметники

8

Проведение общешкольных родительских собраний по актуализации ценности здоровья

Два раза в год

Заместитель директора по воспитательной работе, кл.  руководители, педагог-психолог

9

Воспитание ценности здоровья у школьников через системы классных часов, акций

В течение  учебного  года,

ежегодно

Заместитель директора по воспитательной работе, кл.  руководители

10

Реализация специальных программ по профилактики зависимостей

В течение  учебного  года,

ежегодно

Заместитель директора по воспитательной работе, кл.  руководители

11

Создание здоровьесберегающей среды во время учебных занятий

Ежедневно

Учителя-предметники

12

Мониторинг физической подготовленности учащихся (президентские состязания)

Сентябрь,

май

Учителя физ. культуры

13

Проведение психологических тренингов

Один раз в четверть

Психолог

14

Диагностика  состояния здоровья педагогов школы

Один раз в год

Медсестра

15

Соблюдение гигиенических правил и норм при работе с компьютером

Сентябрь –

май

Учителя информатики

16

Проведение профилактической работы по искоренению вредных привычек у учащихся: акции, диспуты, интерактивные игры

Сентябрь-май

Зам директора по воспитательной работе, классные руководители 

17

Проведение Дней Здоровья

2раза в год

Зам директора по ВР, классные руководители

18

Цикл родительских собраний  «Здоровый ребенок – здоровая семья»

Ноябрь –

апрель

Зам. директора по ВР, педагог-психолог

19

Пропаганда ЗОЖ : оформление газет, плакатов. Конкурс плакатов «Здоровый образ жизни – что это такое?»

В течение учебного года

Классн. руководители.

Руководитель естественнонаучной кафедры

20

 

Школьные спартакиады по различным видам спорта.  Первенство школы по игровым видам спорта

В течение года по графику

Учителя физической культуры

21

Участие в районных и областных соревнованиях по различным видам спорта, в президентских состязаниях

Ежегодно по плану воспит.

работы

Учителя физической культуры

22

Работа спортивных секций

По графику работы

 

Учителя физической культуры

23

«Веселые старты»  1- 4 классы

в соответсвии с планом школы, ежегодно

Учителя физической культуры

34

Проведение месячника «Умей сказать: Нет!»

Профилактика злоупотребления ПАВ

Ноябрь, ежегодно

Классные руководители

25

Коррекция основных направлений программы «Здоровье» и разработка новых перспективных направлений

Май

ежегодно

Администрация

 

2 ЭТАП (основной) – 2014- 2018 гг.

  • внедрение школьной программы «Здоровое поколение» 
  • осуществление контроля за выполнением мероприятий по реализации программы.

3 ЭТАП (заключительный) – 2019 гг.

  • мониторинг эффективности реализации программы «Здоровое поколение»;
  • коррекция основных направлений программы;
  • разработка перспективных направлений развития программы.

8. Ожидаемые результаты от реализации Программы

  • Рост квалификации педагогических кадров: профессиональной компетентности квалификационной категории, увеличение удельного веса численности педагогов школы, имеющих первую и высшую квалификационные категории до 80%.
  • Рост профессионального мастерства педагогов, владеющих инновационными образовательными технологиями, в том числе информационно- коммуникационными – 100%.
  • Стабильность качества результатов образования и наличие положительной динамики – на 5%
  • Положительная динамика числа учащихся, охваченных олимпиадным движением до 50%.
  • Положительная динамика числа учащихся, освоивших проектную и исследовательскую деятельность.
  • Положительная динамика числа учащихся, занимающихся в школьных кружках и секциях
  • Положительная динамика числа учащихся-победителей и призеров спортивных соревнований разного уровня.
  • Стабильные показатели числа выпускников профильных классов в вузы по профилю обучения, наличие положительной динамики
  • Повышение эффективности системы дополнительного образования: увеличение доли школьников, обучающихся в системе дополнительного образования до 90 %.
  • Наличие положительной динамики состояния здоровья всех участников образовательного процесса
  • Повышение эффективности социально-педагогического сотрудничества участников образовательного процесса, расширение социальных связей
  • Совершенствование правовой базы школы и системы управления школой
  • Рост информатизации учебно-воспитательного процесса
  • Стабильность наличие положительной динамики в показателях развития образовательного учреждения на основе данных систем мониторинга регионального уровня.

Сколько стоит программа развития школы?

01.06.2017

Как известно, согласно ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относятся разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития.

Читать далее